четверг, 25 сентября 2014 г.

ВЕРА КАК ИСТОЧНИК СИЛЫ

"Высшая и самая характерная 
черта нашего народа – это чувство 
справедливости и жажда ее"
(Ф.Достоевский)

Почему бытует мнение, что Россию бережёт Бог? Может потому, что, вопреки немыслимым испытаниям, она не исчезла с карты Земли? Возможно, но для меня это слабый аргумент, тем более, что он является скорее следствием более глубоких причин, чем исчерпывающим объяснением.
Попробуем разобраться.


На мой взгляд, религия, Вера в Бога формируют в человеке целый ряд внутренних ограничителей, не позволяющих всему человечеству массово скатиться к полному самоуничтожению. В христианстве такими ограничителями являлись и являются 7 смертных грехов и 10 заповедей, в других религиях свой список, в том же язычестве были и остаются «скверна», «порок» и другие. Механизм действия ограничителей сложен, не поддаётся стройному объяснению и, к сожалению, не является панацеей от кровавых войн и конфликтов. Однако, по крайней мере, мы знаем много примеров из истории, когда воюющие стороны воздерживались от уничтожения единоверцев, руководствуясь внутренними убеждениями, сформированными Верой в одного Бога. Так формировалось русское Православие, диктующее во все времена необходимость помощи, как братским славянским народам, зачастую вопреки своим собственным интересам.
20-тый век был для России одним из самых сложных и тяжёлых в истории. Две мировые кровавых бойни, революция, гражданская война, пол века холодного противостояния и разрушительные 90-е годы могли не оставить камня на камня от любой другой страны, но Россия выстояла и вновь в полный рост заявила о своей цивилизационной миссии. Смею утверждать, что даже коммунистическая идеология была пронизана верой, содержащей внутренние ограничители, предельно сформулированные позднее (в 1961 году) в «моральном кодексе строителя коммунизма». Недаром многие философы и историки проводили тождественную линию между религией и коммунизмом:
«Русскому человеку XX века, отцом которого был славянофил XIX в., а дедом - истый православный, легко было стать убежденным марксистом. При этом не возникало необходимости изменять унаследованное им отношение к Западу. Для русского марксиста, как и для славянофила, и православного Россия всегда святая Русь, а Запад навсегда погряз в ереси, коррупции и разложении. Марксизм - мировоззрение, позволяющее русскому народу сохранять неизменным свое негативное отношение к Западу и в то же время развивать Россию, чтобы уберечь ее от завоевания уже развитым Западом - это ниспосланный свыше дар богов, упавший в руки русского народа - избранника. Советский Союз, как и великое Княжество Московское в XIV в. воспроизводят характерные черты Византийской империи, а в ней церковь может быть хоть христианской, хоть марксистской, лишь бы она служила интересам государственного управления. Под распятием и под серпом и молотом Россия - та же святая Русь, а Москва - Третий Рим» (А.Тойнби, англ., «Цивилизация перед судом истории»).
А вот ещё: «Русское чувство братства не следует путать с понятием стадности. Русский — это не человек толпы, он высоко ценит свободу человеческой личности. Но его понятие о личности не совпадает с европейским, скроенным по образцам Рима и Ренессанса. Идеалом личности на Западе является сверхчеловек, на Востоке — всечеловек… Русской национальной идеей является спасение человечества русскими. Она уже более столетия действенно проявляется в русской истории — и тем сильнее, чем меньше осознается. Гибко вписывается она в меняющиеся политические формы и учения, не меняя своей сути. При царском дворе она облачается в самодержавные одежды, у славянофилов - в религиозно-философские, у панславистов — в народные, у анархистов и коммунистов - в революционные одежды. Даже большевики прониклись ею. Их идеал мировой революции — это не резкий разрыв со всем русским, в чем уверены сами большевики, а неосознанное продолжение старой традиции; это доказывает, что русская земля сильнее их надуманных программ. Если бы большевизм не находился в тайном согласии по крайней мере с некоторыми существенными силами русской души, он не удержался бы до сего дня... В большевизме просвечивает чувство братства, но в искаженном виде, ... однако вполне заметное — это существенный признак русскости, от которой не может избавиться даже русский коммунист» (В.Шубарт, нем., «Европа и душа Востока», 1938).
Моя гипотеза состоит в том, что «ниспосланный свыше дар богов», «русское чувство братства»,  «неосознанное продолжение старой традиции», как особенности русской цивилизационной ментальности – это следствие того, что византийская Православная Вера удивительным образом вошла в симбиоз с русским языком, который также изначально содержит внутренние ограничители, ставшие фундаментом русского мира , что и заложило основы неотвратимого наступления Русской Весны в 21 веке. Это не зависит от времени и эпох, пока живы русский язык и русская Вера, позволившие выстоять в страшные 90-е, не рассыпаться на рваные куски, объединиться и начать интеграционные процессы, идущие вразрез с западной политикой дробления стран и регионов по принципу «разделяй и властвуй». «Цивилизация мира» вновь, как и прежде, закономерно встала против "Цивилизации войны", умудрившейся за 100 лет «произвести» на свет более 200 стран из 68-ми по состоянию на 1 января 1901 года.

Возрождение России, как в политической, так и в экономической сферах легче всего списать на реки резко подорожавших углеводородов, однако Россия в прошлом, даже когда о нефти и газе никто не был в курсе, переживала не менее, а то и более грандиозные трудности. Нам не привыкать к глубокомысленным попыткам объяснить  победы русского солдата беспощадными трескучими морозами, несмотря на недвусмысленное предупреждение Отто фон Бисмарка: "Никогда не воюйте с русскими". Мы всегда будем жёстко противодействовать тем, в кого вселился бес войны, питающийся энергией страдания мирных людей. Мы не имеем права бросить на растерзание вандалам древнерусские земли, которые враги изо всех сил пытаются использовать в качестве беспощадного тарана против русского мира. Мы никогда не сможем и не должны жить в комфорте, если братья и сёстры будут страдать и погибать от рук палачей и карателей. Потому, что Вера в Бога – это в том числе и борьба с бесами. Потому, что русское чувство братства – это дар, данный нам свыше. Потому, что русские своих не сдают и сами никогда не сдаются. Потому, что определённо с нами Бог!

Опубликовано:
деловая газета Взгляд
Fair.ru
Livejournal
Политинформация

8 комментариев:

  1. "Русский — это не человек толпы, он высоко ценит свободу человеческой личности." - полностью согласен, однако... Слушал я выступление Дмитрия Смирнова перед "сороковниками", там он рассказал доктрину "перчатки Бога", где вся роль человека это не более чем перчатка на руке Бога. А ангелы тогда на что, разве не им уготована роль этой перчатки? Ведь перчатки не творят, не создают, и воли не имеют, и свободы у перчаток нет никакой. Не понравился мне такой подход! Мой Бог это тот, кто зовёт за собой зажигать новые звёзды, и ты эти звёзды зажигаешь сам, учась и беря пример с впереди идущего, а там как сумеешь, но стараться надо, хотя бы мечтать об этом для начала. А тут "перчатка", слепой послушный исполнитель, раб по сути. Но ведь было сказано:"Не раб наследует дом Отца своего, но сын." Теперь церковные учителя это напрочь забыли. И если в ближайщие времена не вспомнят, то все эти "духовные скрепы" проржавеют к вящей радости иноземным геополитическим оппонентам. Русский человек хочет зажигать новые звёзды, я в этом уверен, Гагарин с Королёвым работали для этого. А церковь останется со своими прихожанами, теми, которые так накосячили в своих грехах, что уже не до звёзд, только бы свои маленькие дела поправить по принципу "просите - и дано будет вам". Так хочеться спроить такого просящего:"А сам заработать не пробовал?!" Только вот в 99-ти % случаев просят не удочку, но рыбку, унося деньги на содержание огромной организации, где даже проповедь после службы священник не может прочитать свою, но только утверждённую своим церковным Главлитом. И остаются там либо фанатики, либо те, которым Православие христианское не более чем традиция, обязательный с некоторых пор ритуал, отстоял, свечу поставил, а дальше по своим делам, зарабатывать очередной багаж грехов к следующей исповеди, далее по кругу. И выходит, что для одних быть русским это быть свободной личностью, к звёздам да на ракете, а другим рутина "работа - семья - церковь - работа".
    Посему я очень настороженно отношусь к разглагольствованиям церковных иерархов на тему "духовных скреп", что-то уж там скрепными кандалами попахивает. И слово "раб" в молитвах появилось, а Христос своих учеников рабами не называл (кто не верит, пусть сам Евангелия почитает). Провокационный вопрос - а какому там богу во храмах молятся, коли он в рабах нуждается? Извиняюсь, если обидел чьи-то "чувства".

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Другими словами, русского человека может вдохновить лишь великая цель. Православие этому не противоречит. Другое дело, что Православие и РПЦ - это несколько разные явления.

      Удалить
    2. Православия нет без Церкви.

      Удалить
  2. Без веры нет смысла жить, на то она и вера....

    ОтветитьУдалить
  3. Очень верно и предельно точно! Лучше не скажешь. Спасибо автору. Возможно именно этот фундамент русскости и наполнил Церкви вновь после развала Союза, ведь главное для русского - это Россия, а Россия - это мы, русские и с нами Бог.

    ОтветитьУдалить