вторник, 28 ноября 2017 г.

Украинский цугцванг: за и против.

Не претендую на верность диагноза, но судьба Украины целиком и полностью находится в руках России. Ни плохо ни хорошо, это просто упрямая данность, всё остальное — бредовые фантазии из серии «мы великая сельхоз-космическая держава».
Озвученные Порошенко четыре дороги к объединению с Европой:
- Шенген,
- единая таможенная зона,
- единое цифровое, авиационное и энергетическое пространство,
- НАТО
как и ожидалось, не вызвали никакой реакции в Брюсселе, потерявшего всякий интерес к своим буйным восточным соседям на фоне гораздо более значимого германского цугцванга Меркель. Ибо безвластие в Германии, не привыкшей, в отличии от Италии, жить в политическом кризисе, автоматически означает безвластие во всём ЕС. А в такой ситуации безальтернативно подвисает пресловутое «Восточное партнёрство», всё большей нагрузкой ложащееся на бюджет единой Европы.
Таким образом, имиджмейкерам президента Украины надо выпрыгнуть из штанов, чтобы к выборам 2019-го года нарисовать хоть одну глобальную победу. Но даже им не под силу будет рисовать такие картины на пустом месте: из 4-х пунктов самый реальный — это Шенген и то, только потому, что не требует больших затрат. Зато имеет препятствия совершенно другого толка, которые, впрочем, сами европейцы полностью не осознают до тех пор, пока не столкнутся лицом к лицу. Тут уж остаётся только пожелать им удачи, если, конечно, они действительно решатся открыть границу, а не имитировать сегодняшний безвиз. В особой удаче здесь нуждаются поляки, но как раз они то обойдутся, пусть скажут спасибо одному из главных кураторов майдана Квасьневскому.
Однако вернёмся к судьбе Украины.
Здесь следует попробовать провести некоторую аналогию, например, со странами Прибалтики, вот уже почти три десятка лет, как живущими в Европе (13 лет в ЕС).
Рассмотрим, что у них общего с Украиной в прошлом и настоящем:
- все вышли из Советского Союза,
- вся промышленность была заточена под интеграцию внутри СССР и в настоящий момент практически ликвидирована,
- основной тренд внешней политики — враждебность к России,
- уменьшающееся, незанятое внутри страны население, мигрирующее при первой возможности,
- долговая нагрузка, значительно превышающая ВВП (за исключением Литвы — 63%).
Теперь посмотрим на критическую разницу, взяв для простоты во внимание лишь материальные факторы, опустив существующие ментальные. Получим два главных различия:
- размеры стран: территория Украины больше каждой из прибалтийских стран в несколько раз,
- количество населения: также у Украины граждан на порядок больше, чем в каждой из стран Прибалтики.
Повторю: это критические различия, которые не позволяют Украине даже приблизиться в обозримом будущем к уровню жизни прибалтийских стран. Объясню почему.
Прибалтика находится на дотациях ЕС, причём всю историю постсоветской независимости, получая в настоящее время безвозмездно около 3-х миллиардов евро ежегодно. Фактически это иждивенцы Европы без малейшей перспективы выйти на самоокупаемость. Причин здесь много, но главная (кроме принудительного разрушения советской промышленности) — нежелание главных европейских локомотивов создавать самим себе конкурентов. Ничего личного, просто бизнес. Чтобы было понятно: суть всего «Восточного партнёрства» - это отрыв стран от советской истории и жёсткая посадка на дотации, то есть, в зависимость от ЕС и желательно навечно. Это парадокс, который объясняется уже не бизнесовыми категориями, а цивилизационными, которые зачастую перевешивают все прагматичные соображения, но решают главную задачу — отрыв от России. Бессменным чемпионом по дотациям, кстати, является Польша, поглощающая многие десятки миллиардов евро, за ней следуют прочие восточноевропейские страны из бывшего СЭВ, но это уже другая история, на которую мы не будем отвлекаться.
В результате мы приходим к совершенно логичному выводу: Украина потенциально нужна Евросоюзу только лишь как вечный дотационный регион, никогда не способный прокормить себя сам и, уж тем более, не имеющий никаких экспортных амбиций в сторону Запада. Однако это только потенциально. Заметим, что Украина и Польша сопоставимы, как по территории, так и по населению, следовательно, дотации также должны быть, как минимум, сопоставимы, а, с учётом тотальной разрухи, Украине требуется денег в разы больше.
Что же мы видим на деле? Никаких дотаций (безвозмездных) Украина от ЕС не только не получает, но даже разговора об этом не ведётся ни на каком уровне. Кредиты — да, дотации — нет. Понятно, что на европейские дотации может рассчитывать только страна-член Евросоюза, но именно это и загоняет ситуацию в замкнутый круг: дотаций нет и не будет, так как Украина не член ЕС и, одновременно, Украину не возьмут в ЕС, так как тогда она будет претендовать на многие сотни миллиардов дотаций. Ну, а говорить о том, что в вопросах халявы украинцы — это даже не поляки, думаю излишне.
Возвращаемся к Прибалтике и чем она сегодня живёт.
Как нам известно, постепенно, несмотря на противоречия с конституциями этих гордых постсоветских новообразований, на их территориях постепенно, батальон за батальоном, обживаются войска НАТО, обустраивая оставшиеся от СССР заброшенные сооружения и инфраструктуру под свои нужды. Недалёк тот день, когда все противоречия будут устранены и на наших прибалтийских границах будут полноценные военные базы, на постоянной основе разглядывающие в бинокли территорию потенциального противника. Учитывая мизерные размеры стран, вряд ли там будет много баз, думаю, как раз столько, чтобы выплатами за аренду территорий сбалансировались бюджеты этих иждивенцев. Опять же, ничего личного, просто рациональный расчёт с двух сторон: не хотите быть иждивенцами, предоставляйте территорию. А заодно внимайте нашим обещаниям защитить от российской агрессии.
Задаю вопрос: сколько нужно военных баз разместить в «великой сельхоз-космической державе», чтобы сбалансировать уже перегруженный долгами бюджет и прокормить десятки миллионов ртов? Думаю, что нисколько, ибо для этого не хватит всех объединённых войск НАТО. Не говоря о том, что сначала нужно вступить в НАТО, что само по себе задача невыполнимая в силу её грандиозности по затратам, а также по наличию никогда не разрешимых территориальных противоречий с Россией.
Вывод: у Украины ни единого шанса стать полноценной европейской страной, потому как для этого вообще отсутствуют реальные (а не виртуальные) предпосылки, ибо цена вопроса неподъёмна для Евросоюза ни сегодня, ни в обозримом будущем.
Кроме неподъёмных финансовых затрат существуют другие противоречия, не позволяющие надеяться Украине на светлое европейское будущее. Прежде всего, это территориальные споры с Россией, которые, по сути, являются из категории неразрешимо-вечных.
Для устранения противоречий с Россией, а также для удовлетворения амбиций великих укров на территорию от Карпат до Урала, у Украины есть только один выход: заявить о присоединении к России. Это единственный ништяк, получить который можно лишь просто протянув руку, естественно - безотносительно к судьбе отдельных, хоть и многочисленных персонажей, на которых давно пылятся толстые папки в СК РФ.
Вопросы, вопросы, вопросы: А надо ли нам это? А если всё-таки надо, то на каких условиях? А если не надо нам, не надо Европе, то кому тогда надо?
Похоже, что никому. Типичный цугцванг, когда любой ход ухудшает положение. Естественно, уже вполне себе с учётом многочисленных персонажей из папок СК РФ.

Вот такая судьба-злодейка, сотворённая упорным трудом своих собственных шаловливых ручек. 

Е-news
Мировой кризис

2 комментария:

  1. Краткий, но весьма емкий анализ. Особенно улыбнул "ништяк" для Украины :-)

    ОтветитьУдалить
  2. :-)
    Я заметил, что длинные тексты многие не осиляют(
    Фота, кстати, моя собственная

    ОтветитьУдалить